Поиск по сайту

Экспертный совет по упаковке

 

В прошлом году в рамках Национальной конфедерации упаковщиков создан Экспертный совет.

Необходимость его создания осознается в отрасли уже давно и не раз была озвучена представителями ведущих отраслевых ассоциаций. На первый взгляд, эта тема делится на два самостоятельных аспекта: (1) упаковочные материалы, технологии и оборудование; (2) дизайн упаковки, маркетинговые аспекты упаковки. Однако искусственно изолировать эти направления друг от друга («плоть» и «дух» упаковки) представляется нецелесообразным. Современный дизайн упаковки невозможен без знания рынка современных упаковочных материалов и оборудования. Экспертная проработка законодательства об упаковке, регулирующего упаковочную отрасль и потребительский рынок в целом, требует сбалансированного учета как технологических, так и дизайнерских аспектов упаковки. Пример: внедрение стандартов упаковки, облегчающих экспорт российской продукции за рубеж. Здесь аспект материалов и технологий (например, в плане соблюдения экологических стандартов ЕС) тесно переплетается с определенными требованиями к дизайну упаковки.

Главные задачи Совета - это, несомненно, анализ отечественного рынка упаковки, разработка и экспертиза отраслевых стандартов и технических регламентов, которые могут быть использованы как для саморегулирования отрасли, так и для повышения ее влияния на государственную политику в этой сфере. Совет мог бы стать авторитетным «штабом» упаковочной индустрии, помогающим ей усилить свои позиции в диалоге с властью и другими отраслевыми сообществами.

Совет будет содействовать развитию и обновлению самой отрасли, внедрению передовых норм и стандартов для упаковки в плане технологий, материалов, дизайна, экологии. Еще одна важная задача - развитие системы образования для подготовки специалистов в сфере упаковки и дизайна упаковки. Пока система образования находится в довольно плачевном состоянии. И, наконец, еще одно важное направление - развитие взаимодействия производителей упаковочных материалов и оборудования с предприятиями потребительского рынка. У российских производителей разных видов продукции, особенно в регионах, велика потребность в экспертных рекомендациях по упаковке. Есть необходимость в авторитетной арбитражной инстанции, которая могла бы сказать свое веское слово в спорных ситуациях, связанных с упаковкой.

Чтобы Экспертный совет по упаковке в полной мере отражал интеллектуальный потенциал отрасли, он должен включать в себя целый ряд тематический секций и рабочих групп. Основные секции - учитывают естественную структуру отрасли, анализируют текущее состояние и перспективы развития рынка: дизайн упаковки и этикетки, маркетинговые аспекты упаковки; упаковочные материалы и сырье; упаковочное и производственное оборудование: экология (утилизация и вторичное использование упаковки). Вместе с тем, в структуре Совета необходимы рабочие группы, в которых отраслевые темы группировались бы применительно к запросам потребителя, например: упаковка напитков, лекарственных препаратов, молочной продукции и т.п. На уровне регионов могут быть созданы комиссии, оказывающие третейские и арбитражные услуги для предприятий, у которых наметился конфликт интересов по поводу брендинга и дизайна упаковки. Задача для отдельной группы Совета - содействие возрождению образования в сфере промышленного дизайна и дизайна упаковки, разработка

программ обучения; проведение семинаров и курсов по повышению квалификации. Наконец, необходим координационный центр, который будет заниматься стратегией действий Совета как целого, продвижением его спикеров СМИ, развитием отношений с органами власти, деловым сообществом, прессой.