6 декабря 2022 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось совместное заседание Подкомитета по развитию упаковочной и печатной индустрии ТПП РФ и Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) "Рынки упаковки из картона и гофрокартона и сырья для их производства. Ожидаемые итоги 2022г. Тенденции и перспективы развития 2023 г. Вопросы реализации РОП»

Открыл заседание Владимир Чуйков, председатель совета директоров группы предприятий "Готэк" и президент НКПак. Он охарактеризовал ситуацию, складывающуюся на российском упаковочном рынке.

Прошел уже почти год работы в условиях санкций. Большинство предприятий упаковочной индустрии сумели адаптироваться к новым вызовам. Налаживаются связи со смежными отраслями, открываются новые пути поставок необходимого сырья и запасных частей для оборудования. 

Однако, предсказать дальнейшее развитие  событий достаточно сложно. И В. Чуйков призвал участников продолжать работать в текущих условиях, а  не ждать,  что скоро все кончится и не исходить из того, что это не кончится никогда.

Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу ГП "Готэк", председатель Экспертного совета НКПак, в своем выступлении сделал обоснованные оценки и назвал тренды рынка упаковки. Он отметил, что 2022-й год выдался неплохим для отечественного рынка упаковки из гофрированного картона: был зафиксирован рост на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, когда наблюдался 13-процентный рост. В базовом сценарии на 2023 г. динамика производства гофрокартона прогнозируется на уровне 2,7%. 

С учетом положительного развития экономики в 2024-2025 гг., согласно базовому сценарию МЭР, рынок производства гофропродукции может продемонстрировать рост от 4% до 8%. В случае стагнации экономики рост рынка не превысит 2%.

Рынок упаковки зависит от производства продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Даже в условиях экономии, в корзине российского потребителя есть немало товаров, от которых он не готов отказаться. В условиях текущего кризиса уровень продаж базовых продуктов сохраняется, но при этом меняются покупательские привычки в целях экономии. При выборе товаров из непродовольственного сектора важную роль играет цена. В розничной торговле двузначными числами оценивается рост товаров под собственными торговыми марками сетей (СТМ). В случае сохранения тенденций 2022 г. можно рассчитывать на положительную динамику рынка гофропродукции даже в условиях ограниченного роста обрабатывающих отраслей промышленности и стратегии экономии у потребителей.

По словам Юрия Алпеева, особенно важно взаимодействие между торговыми сетями, производителями товаров повседневного спроса и поставщиками упаковки. К поставщикам имеется запрос на ребрендинг и редизайн упаковки, нестандартный функционал, быстрое масштабирование, а также на транспортную упаковку для каналов продаж: дискаунтеров и онлайн-торговли.

Соответственно, перед производителями упаковки встают новые вызовы: необходимость быстрого реагирования на запросы, гибкость и скорость проектирования и поставок, сбалансированный технический и маркетинговый функционал. Под влиянием внешнеэкономических факторов и изменения потребительского спроса производители товаров широкого потребления адаптируют свои новые бизнес-стратегии, которые и формируют актуальные требования к производителям упаковки.

В заключение Юрий Алпеев резюмировал факторы, которые будут влиять на рынок упаковки из гофрокартона в 2023 г.:

  • В 2023 г. темпы роста производства гофропродукции снизятся до уровня 2,7% вследствие динамики макроэкономических факторов.
  • Рост рынка гофроупаковки в 2023 г. будут поддерживать развивающиеся тренды (импортозамещение в обрабатывающей промышленности, трансформация бизнеса, развитие логистики и цепочек поставок, развитие СТМ, смена ассортимента, вывод на рынок новых продуктов, промоакции).
  • Развитие трендов создает условия для эффективного взаимодействия всех участников цепочки поставок в разработке новых устойчивых решений.
  • Снижение экспорта тарных картонов в условиях нестабильности мировой экономики, геополитической ситуации и санкций приведут в 2023 г. к необходимости маневрирования всех участников рынка тарных картонов (макулатурных и целлюлозных), приоритетным выходом для них станет ценовое давление друг на друга.
  • Баланс спроса и предложения в январе-марте 2023 г. будет на стороне покупателя; соответственно, производители гофропродукции будут иметь «переговорную силу» с производителями тарных картонов по цене.
  • Тем не менее, существует значительный риск иррационального поведения ТК-рынка, которое может привести к разбалансированности рынка как в сторону дефицита, так и профицита.
Юрий Лахтиков, председатель правления РАО "Бумпром" и председатель Подкомитета по развитию целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности ТПП РФ рассказал о внутриотраслевых проблемах ЛПК и ЦБП, связанных с введением системы ЛЕС ЕГАИС и отметил, что сейчас в приоритете у целлюлозно-бумажной промышленности внутренний рынок России, что и правильно, так как «все, что можно продать внутри страны, надо продавать внутри страны, а остальное – отправлять на экспорт». За девять месяцев текущего года наибольший рост (2%-3%) наблюдался в сегменте упаковки. Меньше – у производителей гигиенической продукции. Сохранился уровень производства полуфабрикатов. При этом спад наблюдался в сегменте производства газетных и офсетных бумаг. Много трудностей связано с изменением общей ситуации. 

По мнению Юрия Лахтикова, акцент в работе государства должен еще больше сместиться из области контроля в область помощи. Он отметил поддержку отрасли со стороны Минпромторга. Юрий Лахтиков подчеркнул, что в текущей ситуации нельзя применять к отрасли прежние показатели, так как сейчас многое изменилось: другие химикаты, комплектующие, запчасти, оборудование. Предприятия отрасли работают и перепрофилируются для удовлетворения спроса на внутреннем потребительском рынке.

 Михаил Сенаторов, первый вице-президент группы компаний "Дубль В" и заместитель председателя Подкомитета подробно рассказал о снабжении материалами для производства печатной упаковки и этикетки и привел сравнительные данные. Он дал высокую оценку бизнесу, который ценой собственных ресурсов достойно справился с измененными в условиях санкций задачами: в течение 2022 года были оперативно перестроены финансово-хозяйственные связи и замещены импортные поставки на склады всех основных востребованных позиций. Во второй части выступления Михаил рассказал о реализованных Подкомитетом конкретных мероприятиях для поддержки производства упаковки и этикетки в условиях санкций, сформулировал направления консолидации отрасли с учетом новых вызовов. 

Он назвал общую стратегическую цель: локализация и развитие  производства упаковки и этикетки на территории Российской Федерации и внес предложение о создании рабочей группы Подкомитета по вопросам законодательства и реализации РОП производителями упаковки.

Приглашенный эксперт Валерия Гулимова, директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс", созданной экологическим оператором ППК РЭО, рассказала о законодательных изменениях, возможностях реализации РОП-ответственности производителями упаковки и ответила на вопросы. Она сообщила, что решение о переносе ответственности на производителей упаковки за ее утилизацию уже принято, сейчас идут законодательные процедуры. В 2022 году уже были законодательно приняты и введены изменения, регулирующие обращение с отходами (вторичными ресурсами и вторичным сырьем) и расходование средств экосбора - эти средства будут "окрашенными" и целевыми. Новая законодательная база, изменяющая условия РОП-ответственности будет введена с 2024 года. 

Валерия приветствовала создание рабочей группы и пригласила членов Подкомитета к предметному диалогу и экспертному участию в формировании сопутствующей регулирующей нормативной базы в течение 2023 года - перечней, изменений ОКВЭД и ФККО, параметров экологичности и переработки упаковки и др.

© 2022. Все права защищены