Поиск по сайту


14.10.19 13:29

Будущие журналисты-международники знакомятся с упаковкой

В рамках проходящего 11 – 13 октября этого года в Москве Всероссийского фестиваля науки в Институте международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета состоялась студенческая конференция «День науки».

По приглашению заведующего кафедрой коммуникационных технологий ИМОиСПН МГЛУ Александра Зубко, в работе этой конференции принял участие вице-президент НКПак, главный редактор журнала «Тара и упаковка», директор Музея упаковки - Игорь Смиренный с докладом «Дизайн упаковки в современном мире»

Он рассказал будущим журналистам и дизайнерам об истории создания и работе межотраслевого журнала «Тара и упаковка» (www.magpack.ru) , о конкурсах, которые журнал и его партнеры организуют и проводят с 1995 г., о работе московского Музея упаковки. При этом он отметил, что во всем мире упаковочная индустрия считается главной движущей силой реальной рыночной экономики.

В частности, студентов заинтересовал международный студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин» (www.zavodnoy-apelsin.ru) , в котором теперь и они возможно будут принимать участие.

Особо докладчик остановился на истории дизайна упаковки в России. А она – уникальна. Дело в том, что в XIX – начале ХХ вв. упаковочную и этикеточную продукцию в России часто оформляли очень известные художники – братья Васнецовы, И. Билибин, М. Врубель, К. Малевич, крупные мастера рекламного искусства – А. Аспит, А. Бельский, А. Гапонов, М. Колесников и др.

Это было время, когда Россия, в жестких конкурентных условиях, с успехом поставляла свои оригинально упакованные продукты, напитки и товары во многие страны Европы, Азии и даже в Америку. Во многих странах, в начале ХХ в., уже был хорошо известен «русский стиль» оформления упаковки. Российские продукты высоко ценились покупателями, в том числе и благодаря оригинальной упаковке.

К сожалению, вскоре после 1917 г. ситуация резко изменилась: страна перешла от рыночной – к планово-распределительной и командной экономике. И конкуренции в ней не места не оказалось... Потребительская упаковка – главный носитель информации о продукте и активно рекламировавшая этот продукт – по сути, сделалась ненужной.

Во второй половине ХХ в. над оформлением упаковки в СССР в основном работали художники государственного комбината «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ». В 50 – 70-е годы ими был создан так называемый «советский стиль» оформления упаковки. К сожалению, из-за низкого качества упаковочных и расходных материалов и отсутствия современных технологий, зачастую прекрасно выполненные оригиналы при тиражировании теряли свое качество и, в том числе (иногда полностью), свои рекламно-информационные функции.

Тем не менее, лучшие образцы «советского стиля» оформления упаковки были хорошо известны «на одной шестой части суши» да еще и в странах «социалистического лагеря». Но, после развала Советского Союза и «советский стиль» оформления упаковки был практически полностью забыт. Да и отечественная промышленность пришла в упадок. Россию «накрыли» импортные продукты и товары в новой, необычной для российского покупателя упаковке.

А когда отечественная промышленность в середине 90-х гг. стала возрождаться, новые российские предприниматели хотели, чтобы их упаковка не отличалась от импортной. И это был глобальный, и даже тоталитарный заказ новым дизайнерам, которые теперь в своей работе использовали компьютерную технику и получили возможность использовать импортные оформительские элементы…

Возродить «русский» и «советский» стиль оформления упаковки, по мнению экспертов журнала «Тара и упаковка», теперь будет не просто…

В заключение своего выступления Игорь Смиренный рассказал студентам о работе Музея упаковки и межуниверситетского Научно-образовательного и выставочного центра «Технологии и дизайн упаковки». Эти организации совместно с журналом «Тара и упаковка» предпринимают попытки находить и возрождать национальные черты оформления современной упаковки. Цель – сделать российские продукты и товары – хорошо узнаваемыми, как на отечественных, так и зарубежных рынках, а в результате – увеличивать объемы их продаж!