Мероприятия

Состояние и ближайшие перспективы рынка гофроупаковки в России

28 ноября 2023 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось совместное заседание Национальной конфедерации упаковщиков и подкомитета по развитию упаковочной индустрии ТПП РФ «Российский рынок упаковки из гофрокартона. Состояние. Перспективы дальнейшего развития». Вёл заседание Александр Бойко, генеральный директор Национальной конфедерации

упаковщиков (НКПак), председатель подкомитета ТТП РФ по развитию упаковочной и печатной индустрии. На мероприятии были заслушаны и обсуждены три доклада.

Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу ГП "Готэк", председатель Экспертного совета НКПак, в своем, как всегда блестящем, аналитическом докладе рассказал о состоянии и перспективах отечественного рынка упаковки из гофрокартона и тарных картонов. Сначала докладчик обрисовал макроэкономические факторы, влияющие на рынок упаковки, особенности рынка потребительских товаров повседневного спроса и запросы производителей товаров к поставщикам упаковки на ребрендинг и редизайн, на комплексный подход – проектирование, тестирование, масштабирование и сопровождение 

упаковки. По словам Юрия Алпеева, 2023 стал годом нового витка консолидации рынка упаковки в нашей стране. Десятка крупнейших компаний отрасли продолжает наращивать свою долю, вытесняя мелких производителей. При этом резкое колебание цен на тарные картоны становится постоянно действующим фактором в условиях неопределенности экспортных возможностей и отсутствия долгосрочной стратегии развития. На 2024 г. прогнозируется позитивно-умеренный рост рынка упаковки из гофрокартона. Прирост составит примерно 385 тыс. м². Положительная динамика рынка обеспечит прирост загрузки мощностей у десяти крупнейших производителей гофропродукции.

Исполнительный директор отраслевого аналитического агентства «Центр системных решений» Андрей Русанов рассказал о рынке тарных картонов и макулатуры марки МС-5Б. По итогам восьми месяцев текущего года существенных изменений на рынке тарных картонов не произошло. 70% тарного картона в стране выпускается десятью крупнейшими компаниями отрасли. В экспортной структуре рынка тарных картонов существенно выросла доля Китая, который остается основным внешним рынком сбыта. В августе 2023 г. сохранился небольшой сезонный дефицит предложения

тарных картонов на внутреннем рынке. В связи с ростом потребления гофропродукции в августе немного увеличилось образование макулатуры марки МС-5Б. Экспорт этой марки имеет незначительные объёмы. При этом импорт макулатуры практически отсутствовал. На протяжении последних месяцев стоимость МС-5Б снижалась, что при учете роста цен на макулатурные тарные картоны указывает на увеличение доходности их производства. В ближайшей перспективе на рынке МС-5Б не ожидается значительных колебаний. Колебания рынка будут иметь сезонный характер.

Денис Кондратьев, генеральный директор отраслевого аналитического агентства «Центр системных решений», рассказал о влиянии экспортных пошлин на рынок ЦБП. С первого октября в России установлены ставки вывозных таможенных пошлин на большую часть продукции ЦБП. Кондратьев отметил, что в отличие от ключевых для российской экономики рынков углеводородного сырья производство бумаги и картона является маленьким и уязвимым сегментом. По его словам, введение подобных пошлин может нанести вред небольшим сегментам экономики. Российская

ЦБП исторически ориентирована на экспорт продукции (около 40% от объёма производства). В октябре 2023 г. было зафиксировано активное снижение (9,2%) экспорта бумаги и картона. Введение пошлин закономерно привело к повышению цен как на внешнем, так и на внутреннем рынке.

После каждого из выступлений на заседании происходило заинтересованное обсуждение приведенных в докладе аналитических данных. Разговор получился глубоким и профессиональным. Полученная на заседании «информация к размышлению» дает стимул к действию. Председатель Совета директоров группы предприятий «Готэк», президент Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) Владимир Чуйков отметил, что состоявшийся разговор приведет к тому, что «мы станем размышлять над этим». Он сказал: «Стоимость, эффективность и качество – понятия одного порядка. Если у

вас есть эффективное производство, то у вас должны быть эффективные продажи. И продавать надо по эффективной цене владения. Кто может посчитать все достоинства товара, как не производитель?»

Михаил Бредис, главный редактор Unipack.Ru

© 2022. Все права защищены