28 ноября 2023 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялось совместное заседание Национальной конфедерации упаковщиков и подкомитета по развитию упаковочной индустрии ТПП РФ «Российский рынок упаковки из гофрокартона. Состояние. Перспективы дальнейшего развития». Вёл заседание Александр Бойко, генеральный директор Национальной конфедерации |
|
упаковщиков (НКПак), председатель подкомитета ТТП РФ по развитию упаковочной и печатной индустрии. На мероприятии были заслушаны и обсуждены три доклада.
|
Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу ГП "Готэк", председатель Экспертного совета НКПак, в своем, как всегда блестящем, аналитическом докладе рассказал о состоянии и перспективах отечественного рынка упаковки из гофрокартона и тарных картонов. Сначала докладчик обрисовал макроэкономические факторы, влияющие на рынок упаковки, особенности рынка потребительских товаров повседневного спроса и запросы производителей товаров к поставщикам упаковки на ребрендинг и редизайн, на комплексный подход – проектирование, тестирование, масштабирование и сопровождение |
упаковки. По словам Юрия Алпеева, 2023 стал годом нового витка консолидации рынка упаковки в нашей стране. Десятка крупнейших компаний отрасли продолжает наращивать свою долю, вытесняя мелких производителей. При этом резкое колебание цен на тарные картоны становится постоянно действующим фактором в условиях неопределенности экспортных возможностей и отсутствия долгосрочной стратегии развития. На 2024 г. прогнозируется позитивно-умеренный рост рынка упаковки из гофрокартона. Прирост составит примерно 385 тыс. м². Положительная динамика рынка обеспечит прирост загрузки мощностей у десяти крупнейших производителей гофропродукции.
|
Исполнительный директор отраслевого аналитического агентства «Центр системных решений» Андрей Русанов рассказал о рынке тарных картонов и макулатуры марки МС-5Б. По итогам восьми месяцев текущего года существенных изменений на рынке тарных картонов не произошло. 70% тарного картона в стране выпускается десятью крупнейшими компаниями отрасли. В экспортной структуре рынка тарных картонов существенно выросла доля Китая, который остается основным внешним рынком сбыта. В августе 2023 г. сохранился небольшой сезонный дефицит предложения |
тарных картонов на внутреннем рынке. В связи с ростом потребления гофропродукции в августе немного увеличилось образование макулатуры марки МС-5Б. Экспорт этой марки имеет незначительные объёмы. При этом импорт макулатуры практически отсутствовал. На протяжении последних месяцев стоимость МС-5Б снижалась, что при учете роста цен на макулатурные тарные картоны указывает на увеличение доходности их производства. В ближайшей перспективе на рынке МС-5Б не ожидается значительных колебаний. Колебания рынка будут иметь сезонный характер.
|
Денис Кондратьев, генеральный директор отраслевого аналитического агентства «Центр системных решений», рассказал о влиянии экспортных пошлин на рынок ЦБП. С первого октября в России установлены ставки вывозных таможенных пошлин на большую часть продукции ЦБП. Кондратьев отметил, что в отличие от ключевых для российской экономики рынков углеводородного сырья производство бумаги и картона является маленьким и уязвимым сегментом. По его словам, введение подобных пошлин может нанести вред небольшим сегментам экономики. Российская |
ЦБП исторически ориентирована на экспорт продукции (около 40% от объёма производства). В октябре 2023 г. было зафиксировано активное снижение (9,2%) экспорта бумаги и картона. Введение пошлин закономерно привело к повышению цен как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
|
После каждого из выступлений на заседании происходило заинтересованное обсуждение приведенных в докладе аналитических данных. Разговор получился глубоким и профессиональным. Полученная на заседании «информация к размышлению» дает стимул к действию. Председатель Совета директоров группы предприятий «Готэк», президент Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) Владимир Чуйков отметил, что состоявшийся разговор приведет к тому, что «мы станем размышлять над этим». Он сказал: «Стоимость, эффективность и качество – понятия одного порядка. Если у |
вас есть эффективное производство, то у вас должны быть эффективные продажи. И продавать надо по эффективной цене владения. Кто может посчитать все достоинства товара, как не производитель?»
Михаил Бредис, главный редактор Unipack.Ru